Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Предисловие/

Предисловие

Книга  А. Лубянова «Черноморские крейсера проекта 68-бис» уже сейчас после нескольких месяцев появления, стала редкостью. Прежде всего по причине малого тиража 1000 экз., который в основном «осел» в Севастополе и был распределен между ветеранами этих кораблей. Какая-то часть тиража Советами Ветеранов разослана по странам бывшего Союза.

Несомненно, с книгой хотели бы ознакомиться многие сотни тысяч моряков, когда-то служивших на них. Вот по этой причине постараемся опубликовать, правда, лишь ждановскую часть книги на сайте.

Даже беглого просмотра хватило, чтобы убедиться — 100 страниц книги не способны уместить, рассказать или пересказать почти 40 летнюю историю крейсера «Жданов». В связи с этим в процессе публикации будем вносить свою лепту, а именно: добавлять имеющуюся у нас информацию. Увы, от очень маленьких фото в книги придется отказаться, их будем заменять находящимися в нашем распоряжении. В результате должна получится интернет-версия ждановской части книги.

Надеемся, что автор Андрей Николаевич Лубянов, примет положительно такое решение.

Андрей ЛУБЯНОВ
Черноморские крейсера проекта 68-бис

«Дзержинский»
«Адмирал Нахимов»
«Адмирал Ушаков»
«Жданов»
«Михаил Кутузов»

От автора

Взявшись за книгу о черноморских крейсерах проекта 68-бис, я неожиданно для себя ощутил огромную ответственность. Совершенно иную, чем ту которую сопровождала меня при работе над книгами «Противолодочный крейсер «Ленинград» (2002 г.) и «Прорыв в глубину» (2003 г.) Немалый моральный груз лег на мои плечи наверное потому, что все пять черноморских крейсеров являлись уникальными кораблями, флагманами становившегося на ноги Советского океанского флота, и потому они оставили ощутимый след в истории отечественного флота. Подчеркнуть этот вклад следовало конкретно — убедительными фактами и яркими примерами.

Когда мой труд завершился, я понял, что сделать удалось далеко не все. Многое осталось, как говорится, «за кадром» по причине давности событий, отсутствия желанных документов, а также свидетелей с крепкой памятью. Некоторые документы, попавшие в зону моего внимания, давили формализмом, пустотой и не пролили существенный свет на интереснейшие дела наших предков. Образ каждого корабля вырисовывался довольно долго, крупицы информации собирались и обрабатывались постепенно и тщательно, иногда не замыкаясь в логическую цепочку.

К сожалению, как и в случае с «Ленинградом» и подводными аппаратами, я опять столкнулся с несовершенной системой советской военно-морской историографии (если вообще такая система существовала на флоте), не позволявшей точно проследить путь каждого корабля и его конкретный вклад в оборону государства. Не проливали свет на это и исторические журналы кораблей. Даже участие в крупных флотских учениях оказалось фактически нигде не отраженным.

Что делали корабли в той или иной точке Черного, Средиземного моря или в Атлантике, зачем спешили в полигоны или заморские страны — все это пришлось восстанавливать в основном по воспоминаниям командиров походов, ветеранов крейсеров и сохранившимся редким личным записям. А память ветеранов оказалась несовершенной и не раз приводила к досадным сбоям...

Работая над книгой, я частенько слышал колючие упреки в свой адрес — мол, зачем заниматься столь специфической историей, кому это сейчас кроме ветеранов нужно? Ведь в результате моего труда получится дорогая, но некоммерческая книга. Путь к широкому читателю она не найдет. На эти выпады я внимания не обращал.

Работал потому, что, во-первых, мне это было интересно, а, во-вторых, потому что черноморские крейсера проекта 68-бис были кораблями Севастополя, его гордостью и визитной карточкой.

С начала 50-ых годов прошлого века и почти до окончания второго тысячелетия силуэты артиллерийских красавцев ласкали своим видом Севастопольские бухты, уходили в далекие походы, в полигонах посылали снаряды в учебного противника, решали разнообразные боевые задачи и вновь возвращались к родным бочкам. Через эти крейсера прошли тысячи севастопольцев, и потому крейсеры прочно вошли в двухвековую историю Главной базы Черноморского флота.

Никто из крейсеров реально не воевал, но это не значит, что стальные крепости на море были построены зря. На этих кораблях служили удивительные моряки. Красивые и статные, мужественные и преданные Родине, влюбленные в море и корабельную службу. И я жил среди этих людей и радовался вместе с ними успехам нашего флота. Их поступки и действия в экстремальных ситуациях заслуживали особого внимания, хотя по многим судьбам проехался жестокий молох военной бюрократической машины.

К началу моей работы основной контингент тех молодцеватых когда-то моряков уже находился в преклонном возрасте, многие ушли из жизни. Вот почему я торопился и боялся, что не успею. Для нескольких десятков активных моих помощников — не успел...

Значительная помощь в воссоздании корабельных образов оказали мне Советы Ветеранов крейсеров. Радовало, что основная масса моряков осталась после службы жить и работать в Севастополе, поэтому многое прояснилось на месте. Советы Ветеранов крейсеров помогли своими архивами, дали много ценных советов.

Десятки офицеров и мичманов, не ставя никаких условий, поделились личными воспоминаниями. Вся эта информация, обработанная, проверенная, сведенная в систему, и легла в рассказы о наших замечательных кораблях.

Выражаю благодарность наиболее активным ветеранам по «ждановской» части:

Бучаку Альбину Кондартьевичу, капитану 2 ранга в отставке
Кутьину Валерию Борисовичу, капитану 2 ранга в отставке
Лисовскому Юрию Владимировичу, капитану 3 ранга запаса
Чегринцу Виктору Прокофьевичу, капитану 2 ранга в отставке
Шакуну Анатолию Моисеевичу, капитану 1 ранга в отставке

Оглавление



Главная  / А.Лубянов Крейсера проекта 68-бис — Предисловие/